Баня для русских крестьян была недосягаемой роскошью


Запомнить страничку в:

 

 

Принято считать, что русский человек на земле и баня — понятия неразделимые. Русская рубленая баня, с волшебным запахом дерева, шайкой и парным березовым веником, считается основой основ русского человека.

На самом деле это не так, если обратить внимание на прошлое наших предков.

Социолог и большой умница Антон Большаков во время своих странствований в двадцатых годах прошлого столетия по Горицкой волости, помимо социологических опросов селян, заодно пересчитал и крестьянские постройки. Позже, в 1927 году, он опубликовал это исследование в своем статистическом сборнике "Деревня".

Исследователь выяснил, что на сто крестьянских дворов насчитывалось всего 8 бань. То есть, остальные 92% крестьянских семей собственными банями не пользовались, по причине отсутствия оных.

Оказалось, что культ бани совершенно не развит в Великорусском ядре. И вовсе не по причине отсутствия строительной древесины. В той же самой Горицкой волости (а ныне Великолукском районе Псковской области) преимущественно преобладают лесные массивы. Ведь на хлева и сараи крестьяне дерева не жалели, да и амбары стояли у большей половины населения (если судить по приведенному отрывку), да и дров в достатке.

С водой на Псковщине тоже проблем нет. Так в чем же дело? Почему они не рубили бани? И где, собственно, мылись крестьяне, за исключением тех 8% счастливцев?

Большинство крестьян того времени мылись "в печке" (русская печь стояла в каждой избе). То есть грели воду в тазу и обливались водой внутри избы, как свидетельствует Большаков.

Есть более полное описание мытья в печи. Оно опубликовано в альманахе Этнографического общества князя В.Н. Тенишева в 1899 году, на основании записок из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии:

Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают.Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой...

В том же альманахе указывалось, что мытье в печах характерно для более южных областей, находящихся в пределах Рязанской, Тульской, Московской, Ярославской, Владимирской, Калужской губерний. А также в северных губерниях (от Верхней Волги в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний).

Рубить же баню, несмотря на обилие возможностей, крестьяне считали блажью, роскошью. В их понимании возведение собственной бани считалось нецелесообразным. Тратится участок дворовой земли, расходуются бревна, дрова опять же.

Зачем столько хлопот, когда на одном очаге можно и щи сварить и воды нагреть для помывки, заодно и пол сполоснуть? При большом желании попариться в бане — ходили в гости к тем родственникам, у которых эти бани имелись

источник https://www.autoparus.by

Написать отзыв или комментарий: